Цитаты из книги "Особенности преподавания джазовой импровизации

Из книги Рыжкова Формы сольфеджио

дыхание «животом». Кроме того, на первых уроках рекомендуется сделать несколько «дыхательных» упражнений: чередование глубокого вздоха, быстрого и, напротив, максимально медленного выдоха.


важно помнить о необходимости чтения не отдельными звуками, а фразами, группами звуков, причем, формирования «представления» о фразе должно происходить опережающим методом, пока проговаривается предыдущая фраза.


...полезны упражнения, создающие «ладовую настройку» – их рекомендуется пропеть перед работой над мелодией в той же тональности: гаммы, устойчивые ступени в произвольном порядке, неустойчивые ступени в произвольном порядке, разрешения неустойчивых ступеней, опевание устойчивых ступеней, скачки с устойчивых ступеней на неустойчивые с последующим разрешением, интервалы в пределах лада от различных ступеней и т. д. Все эти упражнения поются по мере изучения соответствующего теоретического материала. Очень полезным представляется пение импровизированных мелодий на основе

рекомендуется упражнение на быстрое, но четкое проговаривание звуков звукоряда от любого звука вверх и вниз подряд и «через один»:

СОЛЬ – ЛЯ – СИ – ДО –
РЕ – МИ – ФА; СОЛЬ – ФА
– МИ – РЕ -ДО – СИ – ЛЯ.
СОЛЬ – СИ – РЕ – ФА –


Из книги "Особенности преподавания джазовой импровизации"


Блюз для джазового импровизатора такая же школа, как для академического пианиста этюды Черни. С архаическим блюзом на трех аккордах молодой музыкант входит в мир импровизации. В блюзе он ищет новые выразительные средства и осваивает опыт предшественников. Задача педагога - акцентировать внимание студента на стабильных факторах блюзовой импровизации классического и современного периодов. Структура блюза, формообразующие средства в блюзе, блюзовый квадрат, гармоническая сетка блюза, особенности блюзовой пентатоники и специфика применения блюзовых нот,

Давая студенту задание - играть гаммообразные пассажи в том или ином ладу или упражнения с тетрахордами - нужно обязательно разъяснять необходимость этих упражнений, использовать в упражнениях различные жанровые и фактурные принципы, свинговать и пр.