Цитаты из книги "Методика теории музыки и сольфеджио" - Островский А.Л.

"В мелодии главная прелесть, - писал Серов, - главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, бесцветно, мертво, несмотря на самые принужденные гармонические сочетания, на все чудеса контрапункта и оркестровки".


Примерный анализ мелодии в курсе теории

  • взаимоотношения напева и словесного текста
  • связь музыкальной интонации с строем проявлятся в ритме, фразировке, кадансировании, логике мышления, логике развития мелодики
Внутренний слух
"Внутренний слух" - это способность представлять музыку без помощи восприятия внешних звучаний, "способность к мысленному представлению тонов и их отношений без помощи инструмента или голоса", - по определинию Римского-Корсакова. Упражнения на развитие:
  • Петь одну ступень гаммы вслух, другую - про себя
  • Пение гамм и гаммаобразных мелодических последовательностей в 3-х дольном размере (чтобы акценты на разные доли попадали)
  • Исполнение знакомой песни - одна фраза - вслух, другая - про себя
Преодоление ладовой инерции
при вторжении хроматизма в диатонику (ладовая альтерация, модуляция); при движении по различным тетрахордам наталкивается на сопротивление слуха - верхний третрахорд в гармоническом мажоре противоречит нижнему....
помогает - интонирование пентатонных звукорядов (послед привычки интонировать 8-ми ступенные звукоряды)